Китай импортирует всё больше никеля, чем когда-либо прежде. Импорт очищенного металла достиг нового рекордно высокого показателя за все время — 49,012 тонн в апреле в 2016 году и 157,600 тонн за первые четыре месяца текущего года, что на 115000 тонн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт ферроникеля в этом году также вырос до 294,700 тонн, что уже больше, чем за любой предыдущий календарный год, за исключением 2015 года. Это никак не вяжется с опасениями о падении китайского производства и снижении спроса на ресурсы.
Если говорить об очищенном никеле, то основным его поставщиком в Китай является Россия. Российский Норильский никель является одним из крупнейших в мире производителей металла. Он всегда обеспечивал китайскую промышленность в никеле, но в последнее время количество российского металла, поступающего в страну, выросло приблизительно с 45 процентов от общего объема импорта в 2012 и 2013 годах до 72 процентов в этом году. В апреле на никель из России приходилось 80 процентов от общего объема импорта.
Причиной тому послужила новая конъюнктура, сложившаяся в прошлом году на Шанхайской фьючерсной бирже (SHFE). Норильскому никелю удалось заключить новые контракты на поставку никеля в Китай. В результате этого Норильский никель «передислоцировался» из Лондонской биржи металлов (LME) в Китай. Запасы SHFE разрослась до 91,715 тонн по сравнению с 3,100 тоннами на этот же период прошлого года.
Нечто подобное происходит и с импортом ферроникеля. Крупнейшим импортером в этом году является Индонезия, которая поставляет в Китай 196,400 тонн ферроникеля (67 процентов от общего импорта). Хотя по большому счету речь идет не о ферроникеле, а скорее о никелевом чугуне, который производится на заводе в Индонезии и управляется китайской компанией Tsingshan. Цена импортного материала из Индонезии в этом году колеблется в среднем в районе 1041 долларов за тонну, по сравнению с более чем 2000 долларов за тонну ферроникеля от других стран-производителей, таких как Новая Каледония, Бразилия или Колумбия.
Завод Tsingshan в настоящее время наращивает свои мощности – до 90,000 тонн и будет продолжать их наращивать до тех пор, пока Индонезия не введет запрет на вывоз сырья и не начнет собственную переработку ферроникеля. Однако важно заметить, что индонезийский т.н. ферроникель – это продукт низкого качества. Данный факт искажает представление о китайском импорте ферроникеля. Если исключить объемы примесей, то импорт ферроникеля в Китай составил бы всего 98,000 тонн, что соответствует историческим нормам.
Единственная категория импорта никеля, которая находится в состоянии упадка, является собственно сама никелевая руда. Своей мало. Индонезийский импорт отсутствует, т.к. до сих пор страна держит в запрете экспорт необработанных минералов (начиная с начала 2014 года). В рамках национальной стратегии Индонезия ввела запрет на экспорт руды, что толкнуло ее никелевые и медные шахты к строительству перерабатывающих металлургических заводов.
Пробел в значительной степени заполнялся за счет низкосортной руды с Филиппин, хотя и из этой страны импорт в этом году упал довольно резко до 4,16 млн. тонн по сравнению с 6,65 млн. тонн в первые четыре месяца 2015 года. Обычно это связывалось с сезоном дождей на Филиппинах, когда добыча и отгрузка руды ингибируется. Однако производители руды Филиппин еще в марте 2016 года предупредили о своем намерении сократить как производство, так и экспорт никелевой руды.
Запасы никеля и чугуна для производителей нержавеющей стали в Китае снижаются. Риск оставить производителей без сырья в следующем году довольно высок, что подпитывает необходимость поиска новых поставщиков необходимых ресурсов и участия в строительстве новых металлургических заводов с других странах.